fromudmurtia (fromudmurtia) wrote,
fromudmurtia
fromudmurtia

Конференция в Кудымкаре

Как я уже писал в твиттере, 27го числа сего года я поехал на конференцию в славный город Кудымкар (правильно ставить ударение на Ы). В Кудымкаре находится филиал УдГУ, не такой крупный как в Воткинске, конечно, но тем не менее он там есть. И как я понял это единственный ВУЗ в этом городе.
Честно говоря, очень не хотел ехать. Все знакомые. которые были там, в один голос говорили: "Дыра, ничего там нет". К тому же за пару дней перед поездкой заболел, хандра попалась жесткая и первый день просто не вставал с кровати. Но! Я же молодец, выздоровел, приготовил доклад и переборол свое нежелание ехать! (сам не похвалишь, никто не похвалит). Автобус был организован Воткинским филиалом УдГУ, видимо у нас на такие цели транспорта недостаточно. А вот еще, расстроился, когда узнал что на конференции не будет студентов. Вместе со мной поехали 4 "взрослых" и 1 магистрантка. Но это оказывается даже лучше! Дальше если, не забуду, попытаюсь объяснить почему.
Дорожное покрытие довольно таки сносное, думал что почувстую сильный контраст между дорогой в УР и Пермском крае. А нет, не тут то было! В этом есть и плюс - и нашим, и пермским дорожникам есть к чему стремится! Время в пути составило около 5-6-ти часов. И вот мы приехали в Кудымкар! Вот тут я соглашусь со всеми знакомыми - дорога на въезде в город убита, вижу один пятиэтажный дом, везде частные дома с огородами, автомобилей что-то не видно, странные люди попадаются на встречу, ну точно дыра! Ошибался. Есть там что посмотреть, и где посидеть тоже есть, и люди там хорошие!
Собственно, о конференции. Уровень конференции - международный, т.к. среди участников были и зарубежные исследователи. Тема - "Локальные истории как отражение всеобщности социума". Посвящена она 60-летию д.и.н., профессора Коньшина Анатолия Евдокимовича. Был совершенно не знаком с этим именем до конференции, мало того даже не знал как называется конференция и чему посвящена. Ну это уж мой косяк. Кстати, про Коньшина - выдающийся человек! 

А знаете что самое интересное? Первая в моей жизни конференция, на которой я реально увлекся. Каждой темой, каждым докладом, каждой проблемой. Почему-то ни разу на предыдущих конференциях я к этому так серъёзно не относился. И это может быть как раз связано с тем, что было минимальное количество студенческих докладов - как ни крути они не так хорошо изучены, да и знание материала студентом не такое глубокое (имхо). 
Дальше все как обычно - регистрация, открытие, утверждение порядка,, руководителей секций, голосование и т.д. И наконец-то доклады! Первый доклад представил Неганов Сергей Васильевич, председатель департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края с темой «О реализации мультипрограммного проекта «Коми-Пермяцкий народ: формирование психологии социального оптимизма»» (вот интересно, а наши руководители выступают с докладами на конференциях?). Задачу, поставленную данному проекту, можно условно обозначить как «Формирование мнения -  «Быть коми-пермяком – повод для гордости»». Акутально и для удмуртов, но просто невероятно актуально для самих коми-пермяков. Проект включает в себя массу направлений, он живой, меняющийся, развивающийся. Например, одним из достижений данного проекта является создание газеты на коми-пермяцком языке. Докладчик отметил, что на данный момент существует ситуация социального пессимизма которая очень негативно влияет на имидж коми-пермяка. Здесь в пример можно привести несколько исследований, которые были проведены в рамках данного проекта. В одном из них предлагалось охарактеризовать коми-пермяка. В характеристиках предложенных участниками опроса преобладали негативные черты (напр. медлительность). И с этой проблемой несомненно нужно бороться. С.В. отметил, что намечается целый ряд действий по улучшению этой ситуации. Поднимаются проблемы, которые свойственны для многих малых народов: сохранение языка, культурных ценностей и т.д. С.В. представил два пути решения этой проблемы. Первый – принудительное сохранение этноса с использованием различных политических мер, принудительное изучение языка в школах, создание языковых гнезд – своего рода мини тоталитаризм (тут я немного запутался в определении понятия языкового гнезда, как его воспринимать – позитивно или негативно?). Второй путь - это совершение тех же самых действий, но уже на добровольной основе. Этот путь и выбран программой. Этническая культура сохраняется в сельской местности, но видится как отсталая. Таким образом процесс урбанизации мало помогает сохранить традиционную культуру. Правильно было отмечено, что любая культура - это проект для потребления социума, он должен "покупаться" обществом. А как определить, какие традиционные составляющие этнической культуры могут быть востребованы. Для этого нужны исследования, различные научные методы. Тут же выступает маркетинг, как способ сохранения культуры путем поиска привлекательных черт этноса, культуры. Примером могут служить "Белые ночи в Перми", которые уже несколько лет проводятся и привлекают огромное количество туристов. Так выделяется одно из направлений - это создание туристических маршрутов в Коми-Пермяцкий округ (например посещение праздника "Новой травы").
Было предложено еще множество вариантов, в том числе создание различных мифов (например, пермский звериный стиль как уникальное явление коми-пермяцкого народа или родина пельменей - Коми-Пермяцкий округ, на что Александр Григорьевич Шкляев тут же достал из кармана и подарил Сергею Васильевичу магнитик с изображением памятника пельменю в Ижевске). Если все это правильно подать, то оно воспримется как свое всеми жителями Коми-Пермяцкого округа, Пермского края, будет формироваться региональный патриотизм. Конечно же, технологически это все возможно. Одним из таких важных событий был отмечен I Съезд коми-пермяцкого народа прошедший в марте этого года в Кудымкаре. А какую бурную реакцию в зале вызвало процитированное высказывание одного из исследователей коми-пермяцкой культуры, предлагавшей отказаться от двусоставного названия! Даже в этом вопросе существует некая недоинформированность, потому что мнения по этой проблеме рознились и я так и не понял, то ли часть "коми", то ли часть "пермяк" считается правильной характеристикой этноса? Вобщем тема показалась мне очень интересной, как говорится, есть над чем задуматься.
Итак, что же дальше... А дальше был доклад "Роль личности в истории" посвященный биографии юбиляра. И вот, следующий доклад Коньшина А.Е. "Региональная история как часть всеобщей истории". Суть его в том, что нельзя пренебрегать региональной историей, локальным анализом при изучении Всеобщей истории. Существуют монографии исследователей изучающих историю округа, на данный момент полностью изучен период до 70-80 годов XX века, самим Коньшиным изучена аграрная история округа. Но как я понял эти материалы не используются при создании, например, учебников. Так же он рассказал о советском периоде, когда множество людей отправляли в лагеря, тюрьмы, репрессировали и каким образом это сказалось на формировании картины народа, этноса в округе.
А дальше выступал министр по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края (интересная должность, не правда ли?) Рычков Виктор Васильевич с докладом "Коми-Пермяцкий округ - участник языковых экспериментов 20-30 годов XX века. Он посвящен мероприятиям проводившимся в рамках эксперимента по внедрению нового алфавита (на латинском) в Коми-Пермяцких школах, селениях, путем распространения его через учебники, книги, газеты. Он так же отметил различные недостатки, точнее сказать минусы того эксперимента в виде несоответствия информации в разных книгах, учебниках, банальных ошибках из-зи незнания норм языка, даже в сопротивлении некоторых структур, в том числе школ, учителей. Известны случаи, когда новые учебники приходили в школы, но не попадали в руки ученикам. Тут же я вспомнил недавно прочитанные мной статьи Кузебая Герда об изучении вотского языка в Вотских школах, где он говорил о важности таких занятий. Что же дали эти эксперименты коми-пермякам? Кхмм, теперь нужно дождаться публикации материалов конференции чтобы прояснить непонятки. Виктор Васильевич провелл огромную исследовательскую работу изучив уйму статей, писем, нормативных документов, на которых и основывался доклад. 
На сегодня хватит, а в одном из следующих постов расскажу вам про пермский звериный стиль, зюздинских пермяков и пистики
Tags: НПК, коми, коми-пермяки, коньшин, кудымкар, удгу, удмурт, шкляев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments